Морское страхование в России

Финансовый кризис 2008-2009 оказал существенное влияние на морское страхование в России. В новых экономических реалиях некоторые страховые компании пересмотрели свой подход к морским рискам: одни отказались развивать столь убыточный бизнес, другим и вовсе было не до него.

Кораблекрушение

Одним из основных ньюсмейкеров кризисного периода оказалось страховое общество «Скандинавия». Компания создавалась в 2001 году в составе холдинга «Осло Марин» (Oslo Marine Group) предпринимателя Виталия Архангельского как специализированный страховщик клиентов морской индустрии. Страховщик с центральным офисом в Санкт-Петербурге, работая в связке с аффилированным брокером «СканМаринКонсалтинг», достаточно уверенно конкурировал с федеральными компаниями: по итогам 2008 года в сегменте морского страхования «Скандинавия» со сборами в 114 млн. рублей занимала 8-е место среди российских компаний.
Тем неожиданней была новость о переходе в апреле 2009 года СО «Скандинавия» под контроль структур банка «Санкт-Петербург» в качестве залога по невыплаченному кредиту одной из дочерних компаний Oslo Marine Group. Дальше последовала череда судебных исков, многочисленные обвинения владельца бизнеса в мошенничестве и эмиграция последнего во Францию. Крах «империи Виталия Архангельского» стал первым, но, к сожалению, далеко не последним, громким уходом морского страховщика с рынка.

Посадка на мель

В конце 2010 году проблемы финансовой устойчивости появились у московского «Иннногаранта». Компания никогда не был флагманом в морском страховании, тем не менее, в 2010 году ей удалось приростить морской портфель более чем в 2 раза и со сборами в 56,7 млн. рублей занять 16-е место в рейтинге морских страховщиков. Нам не суждено узнать удалось бы «Иннногаранту» сохранить положительную динамику роста: в июне 2011 года, несмотря на предпринятые руководством меры по оздоровлению бизнеса, ФСФР России издал приказ об отзыве лицензии компании.

После кризиса неожиданный интерес к морскому страхованию проявила компания «Ростра». Сборы страховых премий в 2010 году в этом виде по отношению к предыдущему году увеличились у компании почти в 10 раз и составили 89 млн. рублей, что позволило ей занять 12-е место в рейтинге морских страховщиков. Основным каналом продаж для компании служили тендеры, проводимые по процедуре открытых конкурсных торгов. Среди клиентов СК «Ростра», заключивших договоры в рамках 223-ФЗ, успели «отметится» некоторые из филиалов ФГУП «Росморпорт». Падение компании оказалось столь же стремительным, как и взлет: уже в декабре 2011 году лицензия компании на осуществление страховой деятельности была отозвана.

На протяжении нескольких лет постоянным участником рынка морского страхования была страховая компания «Россия». С 2007, являясь членом Российского P&I Пула, компания ежегодно входила в топ-20 морских страховщиков России. Положение вещей кардинальным образом изменило решение владельца бизнеса Виктора Пинчука о продаже российских активов. Украинский бизнесмен, зять экс-президента Украины Леонида Кучмы, владел контрольным пакетом акций ОСАО «Россия» с осени 2009 года. Если в 2012 и начале 2013 годов еще шли разговоры о попытках финансового оздоровления компании, то уже к осени 2013 года счета страховщики оказались пусты, была запущена процедура банкротства. Эксперты не исключают,  что столь спешный вывод средств из российского бизнеса можно соотнести с событиям в Украине, впоследствии получившим название «Евромайдан».

В начале 2014 года страховая компания «ГУТА-Страхование», занимающая 14-е место в рейтинге морских страховщиков по сборам в 2013 г., прекратила работу офисов продаж и приступила к увольнению сотрудников. Из-за большой убыточности в последние несколько лет было объявлено о санации компании, которая, впрочем, по мнению экспертов вряд ли вернет страховщика на рынок.

Недолгим оказалось «морское плавание» екатеринбургской страховой компании «Северная казна». В сентябре 2013 года страховщик объявил о создания в московском офисе центра морского страхования, перед которым ставилась амбициозная задача в течение 3-х лет вывести компанию в топ-10 морских страховщиков России. Действительно, только за 2014 год страховщику удалось собрать порядка 60 млн. рублей по морским видам и занять по итогам года 13-е место в рейтинге. Компания одной из первых в России начала заключать договоры с судовладельцами на территории республики Крым. Однако перекос портфеля в сторону автострахования не позволил компании показать дальнейший рост сборов. В апреле 2015 года из-за проблем с ликвидностью и качеством активов Банк России отозвал лицензию у страховой компании «Северная казна».

Сброс балласта

В 2008 году амбициозные планы компании «Югория» по развитию морского страхования нашли отражение в создании в Санкт-Петербурге специализированного департамента с широкими полномочиями, основу которого составили бывшие сотрудники страхового брокера «СканМаринКонсалтинг». Такой маневр вскоре дал результат уже по итогам 2008 года «Югория» занимала 14-е место в рейтинге морских страховщиков со сборами в 51 млн. рублей. Продолжившийся в следующие годы стремительный прирост портфеля незамедлительно привел к росту убыточности по морским видам: в 2010 году убытки превысили сборы почти на 20%, в 2011 году составили порядка 65% от сборов. Как оказалось, такой поворот событий оказался неприятным сюрпризом для менеджмента компании и уже в 2012 году было принято решение отказаться от морских видов в силу «неуправляемой гигантской убыточности».

Не смогли смирится с высоким уровнем убыточности по морским видам и акционеры «РЕСО-Гарантия». С 2010 года компания неизменно входила в топ-6 морских страховщиков России, демонстрирую внушительные сборы от 350 до 420 млн. в год. Первый тревожный звоночек прозвенел по итогам 2012 года – морские убытки в 285 млн. составили почти 80% от сборов. Однако уже в 2013 году РЕСО-Гарантией только по КАСКО было урегулировано 115 убытков на общую сумму 378 млн. рублей. С тех пор компания больше не пишет морские риски, но убытки продолжает урегулировать – в 2014 по КАСКО было выплачено более 180 млн. рублей.

2013 год стал поворотным еще для одного страховщика – компании «Энергогарант». Морской портфель у компании был относительно невелик, ежегодные сборы редко превышали 30 млн. рублей. На этом фоне 5 страховых случаев, урегулированных в 2013 году по КАСКО, кажутся просто катастрофическими: было выплачено более 111 млн. рублей, что сопоставимо с общими сборами компании по морским видам за 5 лет (с 2008 по 2012). Сейчас в портфеле Энергогаранта лишь несколько проектов, новый бизнес по морю компания более не пишет.

Пожалуй самым неожиданным событием можно считать уход из морского бизнеса «Военно-страховой компании». «ВСК»компанию бесспорно можно отнести к одному из флагманов отечественного морского страхования: с 2008 по 2011 компания занимала 2-е место в рейтинге морских страховщиков, в 2012 и 2013 - 3-е место. В 2013 году неприятным сюрпризом для многих судовладельцев стал отказ ВСК перезаключать страховые полисы на новый срок и это при том, что официальную статистику выплат нельзя было назвать катастрофической. Официальных комментариев по этому поводу со стороны первых лиц компании не последовало, с сайта был удален раздел, посвященный морским рискам, сотрудники специализированного подразделения вынуждены были искать новое место работы. Сегодня в портфеле ВСК только риски, относящиеся к речному судоходству в рамках Кодекса внутреннего водного транспорта и скромное место в третьем десятке рейтинга морских страховщиков за 2014 год.

Смена порта приписки

Серьезные изменения ждали в XXI веке самарскую страховую компанию «Инвестфлот». Компания, учрежденная в 1993 году как кэптивный страховщик ОАО «Волготанкер», в начале двухтысячных вышла в «свободное» плавание под контролем основного владельца Алексея Зорина. «Инвестфлот», специализирующийся на морском страховании, в статистике рейтинговых агентств никогда не участвовал, но, тем не менее, был известен в узком кругу судовладельцев.
Новые законодательные требования к уставному капиталу страховых компаний, вступившие в силу с 2012 года, подтолкнули Зорина к привлечению в бизнес новых инвесторов, одними из которых стали бывшие топ-менеджеры «ВСК». Однако совместного развития бизнеса не получилось, между бизнесменами разгорелся конфликт и, после череды споров и разбирательств, новые акционеры отправили Зорина в отставку. Центральный операционный офис компании переместился в Москву, логическим же завершением всех пертурбаций стало переименование компании - с ноября 2013 года страховщик работает на рынке под брендом «АМТ Страхование», продолжая свое развитие в узком сегменте морского и транспортного страхования.

Переоборудование судна

Существенную трансформацию претерпел бизнес еще одного значимого игрока рынка отечественного морского страхования - Российского P&I Пула (The Russian P&I Pool). Созданный в 1996 году под управлением немецкой компании Zeller Associates, Пул предлагал судовладельцам и фрахтователям P&I покрытие на базе фиксированных премий, объединяя емкости 12 отечественных страховых компаний. Услуга, рассчитанная в основном на суда малого и среднего тоннажа, пользовалась успехов у российских судовладельцев: в лучшие годы в Пуле были застрахованы до 450 судов. Однако со временем интерес к участию в Пуле со стороны российских страховых компаний сменился желанием некоторых его участников выйти на рынок P&I напрямую через свои емкости. В результате портфель Пула заметно уменьшился и в октябре 2013 года он прекратил выдавать полисы с участием российских страховщиков. С того момента компания Zeller Associates, менеджер Российского P&I Пула, строит работу через свой параллельный проект, Hanseatic Underwriters, передавая риски уже не российским страховщикам, а лондонским синдикатам.

Якорная стоянка

История дореволюционного страхового общества «Якорь» была тесно связана со страхованием имущества, в том числе пароходов, паровозов, вагонов и грузов. В новейшей истории России общество с одноименным названием сохранило свою универсальность и специализацию на страховании имущественных и морских рисков, чему в немалой степени способствовал бренд, ассоциирующийся в первую очередь с морской тематикой. «Якорь» активно участвовал в жизни судоходного и страхового сообществ, являясь членом Союза российских судовладельцев,  Российского P&I Пула и лидером Российского яхтенного Пула. Тем не менее, начиная с 2011 года сборы страховщика в сегменте морских рисков значительно упали, что было обусловлено более жесткими андеррайтинговыми стандартами «Якоря» в отношении объектов страхования и менеджмента судоходных компаний. Сегодня компания продолжает работу с водным транспортом, намереваясь утвердить свои позиции в рейтинге морских страховщиков.

Укрупнение флота

Для некоторых компаний кризис позволил расширить свое присутствие на рынке за счет покупок и слияний.

В декабре 2009 году ФАС одобрила сделку по покупке компанией «Росгосстрах» контрольного пакета акций страховой группы «КапиталЪ». Компания была основана в 1992 г. для обслуживания интересов нефтяной компании «Лукойл». Наличие столь значимого партнера позволяло компании стабильно демонстрировать высокие показатели сборов по морским видам: с 2008 года страховщик регулярно превышал рубеж в 100 млн. рублей, замыкая топ-10 рейтинга.
Ранее РГС приобрел одного из крупнейших петербургских страховщиков «Русский мир», пополнив копилку морского портфеля на сумму до 40 млн. рублей. Именно такое количество премий в год подписывал «Русский мир», находясь в 2007 году на 16-м, а в 2008 году на 17-м месте в рейтинге морских страховщиков.

С покупки начинала 2010 год компания «АльфаСтрахование»: недостаточная капитализация подтолкнула к слиянию узкоспециализированного страховщика  «АВИКОС-АФЕС». На момент сделки 38% портфеля компании составляло авиастрахование, морские риски компания также писала, пусть и не так масштабно как авиационные, зато стабильно: в 2008 и 2009 годах страховщик занимал 18 позицию в рейтинге морских страховщиков.

В 2011 году было объявлено о начале работы под единым брендом трех российских компаний группы Allianz - «РОСНО», «Прогресс-Гарант» и САК «Альянс». Пожалуй, самое значимое для морского рынка объединение, поскольку все три компании работали с морскими рисками, конкурируя на рынке между собой. Объединение под европейским брендом позволило компании уже по итогам 2011 году войти в топ-10 морских страховщиков.

Осенью 2013 года стало известно, что «СОГАЗ» признан победителем открытого конкурса на право выкупа 98,9% акций СК «ТРАНСНЕФТЬ» - компании, которая с 1996 года обеспечивала страховую защиту корпоративных рисков аффилированных структур нефте-транспортного гиганта. Такая сделка позволила СОГАЗу приростить качественный морской портфель: сборы СК «Транснефть» по морским видам в 2013 году составили порядка 40 млн. рублей (13 место в рейтинге), а ежегодная убыточность портфеля не превышала 2%. Ранее в 2009 году, СОГАЗ приобрел аффилированную «Северстали» страховую компанию «Шексна».

 

Материалы по теме: рейтинги страховых компанийстрахование судовстрахование ответственности судовладельца

 

Контактные данные

Химич евгений

Химич Евгений
тел.: +7 (812) 244-8586
моб. + (911) 749-6545
E-mail: info (at) cargobroker.ru

Материалы для скачивания