Страхование экспорта

Среди условий поставки Инкотермс только базисы CIF (СИФ) и CIP (СИП) предусматривают обязательное страхование грузов. При этом обязанность по страхованию экспортных грузов возлагается на продавца товара.

Страхование CIF (СИФ) или CIP (СИП)

Данные условия поставок идентичны, отличие их в том, что применяются они к перевозкам разными видами транспорта.

СИФ страхованиеСтрахование экспорта на условиях CIF (СИФ) производится при морских грузоперевозках. Риски случайной гибели товара переходят к покупателю в момент окончания погрузки груза на судно в порту отправления.

Условия CIF применяются также при мультимодальных контейнерных перевозках. В этом случае, когда морской перевозке предшествует подвозка контейнера с грузом в порт отгрузки (pre-carrige), Страховщик, как правило, настаивает на включение в страховое покрытие этого плеча транспортировки. Это требование объясняется тем, что при повреждении груза в процессе  мультимодальной контейнерной перевозки, очень сложно доказать на каком этапе оно произошло. Таким образом, осуществляя CIF (СИФ) страхование только морском плече перевозки (без покрытия pre-carrige), Страховщик получает «кота в мешке» и автоматически несет ответственность за необнаруженные повреждения, которые могли быть получены в период автомобильной или железнодорожной перевозки.

СИП страхованиеСтрахование экспорта на условиях CIP (СИП) производится при автомобильных, воздушных, железнодорожных перевозках и в смешанных перевозках без использования морского транспорта. Риски случайной гибели товара переходят к покупателю с момента передачи груза первому перевозчику в пункте отправления. Под перевозчиком здесь понимается автомобильное транспортное средство, грузовой терминал аэропорта, тыловой контейнерный терминал (CY-Container Yard), склад ответственного хранения или представитель курьерской службы, осуществляющий забор груза на складе (офисе) отправителя.

 

В обоих случаях страхование экспортных грузов производится продавцом за свой счет в пользу покупателя товара, последний указывается в полисе Выгодоприобретателем. Страховой полис предоставляется таможенному представителю (брокеру) в числе прочих документов, при таможенном оформлении груза для экспорта.

При этом груз должен быть застрахован как минимум на базе рисков оговорки «С» Института Лондонских страховщиков (или по более широкому покрытию, например «от всех рисков») на 110% от контрактной стоимости. При этом 10% сверх страховой стоимости груза относится к покрытию ожидаемой прибыли от международной сделки.

Схема страхования экспортных грузов на условиях CIF (СИФ) или CIP (СИП) в полном мере обеспечивает защиту имущественных интересов покупателя груза на всем этапе перевозки. Вместе с тем, она имеет некоторые существенный недостаток. Всвязи с тем, что страхование производится в стране нахождения продавца, при наступлении страхового случая покупатель вынужден будет обращаться за выплатой страхового возмещения в другую страну. В этом случае языковой барьер, специфика местного законодательства может усложнить получения выплаты.

Страхование и экспортный аккредитив. Правила UCP-600

В международной торговой практике получила широкое распространение безналичная форма расчетов за товары посредством аккредитивов (ссылка на словарь), когда оплата расчетных документов поставщика производится в обслуживающем его банке за счет средств, специально зарезервированных для этой цели в банке покупателя.

Экспортная поставка в рамках аккредитива, как правило, используется в связке с условием CIF (Инкотермс), поэтому требования к страхованию по аккредитиву во многом построены на условиях Инкотермс.

Если иное не определено условиями аккредитива, то в отношении страховых документов банк руководствуется правилами, изложенными в сборнике UCP-600:

  • страховые документы должны полностью соответствовать требованиям аккредитива;
  • страховой полис должен быть выражен в той же валюте, что и аккредитив;
  • страхование груза должно производится по категории «С ответственностью за все риски» или на базе оговорки Institute Cargo Clauses (A);
  • страховая сумма должна составлять 110% от инвойса согласно условиям CIF или CIP;
  • допускается страхование с применением франшизы;
  • страхование должно вступать в силу не позднее даты погрузки на борт судна или принятия груза к перевозке;
  • при мультимодальной перевозке с использованием нескольких видов транспорта страховой полис должен содержать оговорку о страховании груза «от склада до склада» (from warehouse to warehouse);
  • выплата страхового возмещения будет производится в пункте назначения (claims payable at destination).

Дополнительно аккредитив может предусматривать

 

Калькулятор по страхованию грузов
Контактные данные

Химич евгений

Химич Евгений
тел.: +7 (812) 244-8586
Мой статус e.himich
E-mail: info (at) cargobroker.ru