Страхование ответственности экспедитора

Страхование ответственности экспедитора является действенным инструментом защиты финансовых интересов компании, специализирующейся на организации грузовых перевозок. При этом в некоторых случаях наличие полиса страхования ответственности является обязательным условием для допуска экспедитора к тендеру, проводимом грузовладельцем с целью закупки транспортных услуг.

В вопросе страхования для экспедитора можно выделить две составляющие

  • страхование ответственности экспедитора
  • страхование груза экспедитором

Это два отдельных вида страхования, обеспечивающие интересы разных участников транспортного процесса. Страхование ответственности покрывает убытки, возникшие в результате ошибок и упущений транспортного оператора, имущественное страхование направлено на защиту интересов собственника груза.

Договор страхования ответственности экспедитора

До недавнего времени легитимность договора страхования ответственности экспедитора подвергалось сомнению многими участниками транспортного и страхового сообщества, в том числе самими страховыми компаниями. Лакуна в действующем законодательстве не давала возможности однозначной трактовки данного вида страхования.

«ПРОТИВ» 932 ст. ГК РФ допускает страхование ответственности по договору (в данном случае - договору транспортной экспедиции) случаях, предусмотренных законом. Ни один закон, регулирующий экспедиционную деятельность, не допускает такой возможности. «ЗА» Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.04.2010 г. № 16996/09 страхование ответственности экспедитора признано соответствующим действующему законодательству.
 

Не вдаваясь в полемику о возможности страхования ответственности экспедитора, остановимся на основных условиях договора.

Объект страхования

По договору страхования ответственности экспедитора страховым случаем признается возникновение гражданской ответственности Страхователя за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу физических и юридических лиц при оказании транспортно-экспедиционных услуг.

Страхованием покрываются также имущественные интересы Экспедитора, связанные с несением им расходов по спасению груза, уменьшению убытка от страхового случая и иных непредвиденных расходов, возникших в результате экспедирования и перевозки.

NB. Как правило, договором не покрываются СУБЭКСПЕДИЦИЯ, т.е. такая организация перевозки, при которой субконтрактор Страхователя выполняет перевозку не собственным или арендованным (лизинговым) подвижным составом, а привлекает подвижной состав, зарегистрированный и эксплуатируемый от имени третьих лиц.

Страховые риски

В рамках договора страхования ответственности экспедитора может быть предусмотрен один или несколько страховых рисков. Страховые риски актуальны как для экспедитора, так и фактического перевозчика. 

Подробнее о страховых рисках можно узнать здесь.

Дополнительно сторонами согласовываются основные параметры, влияющие на стоимость страхования ответственности экспедитора, а именно

  • лимит ответственности Страховщика по случаю и договору

Страхование международного экспедитораЛимиты ответственности зависят от характера деятельности экспедитора и степени его риска. На практике, если этого отдельно не требует заказчик, внутрироссийские экспедиторы осуществляют страхование с лимитом в 1-2 млн. рублей, если экспедитор осуществляет международные, в том числе морские перевозки, применяется больший лимит - от 200 тысяч до нескольких миллионов долларов США.

  • территория страхования

Действие страхование начинается с момента оплаты экспедитором страховой премии (первого взноса), в подтверждение действия страхования Страховщик выпускает полис страхования ответственности экспедитора, содержащий основные условия страхования страхование гражданской ответственности экспедитора.

Страхование груза экспедитором

Экспедиторская компания редко может позволить себе страхование груза за свой счет, поскольку страховая премия зачастую превышает чистую прибыль от перевозки. В тоже время, экспедитор может предлагать своим клиентам страхование груза в качестве дополнительной услуги. Как правило, страхование груза экспедитором осуществляется по поручению заказчика. Данный может быть оговорен сторонами в договоре на транспортно-экспедиционное обслуживание. В этом случае оплата страховки производится экспедитором, но в последствии счет на страхование перевыставляется заказчику услуги.

Безусловно, страхование груза экспедитором не может заменить полис страхования гражданской ответственности экспедитора. Однако, такая схема работы дает экспедитору дополнительную защиту в виде косвенного страхования своей ответственности, т.к. на практике Страховщик после выплаты страхового возмещения не предъявляет регресс к компании, которая выступала Страхователем по полису. 

Калькулятор по страхованию грузов
Контактные данные

Химич евгений

Химич Евгений
тел.: +7 (812) 244-8586
Мой статус e.himich
E-mail: info (at) cargobroker.ru