Практика страхования перевозок в России не является общепринятой. Несмотря на ежегодный стабильный (пусть и незначительный) рост сегмента страхования перевозок, подтверждаемый статистикой, соотношение застрахованных перевозок к общему их количеству в России существенно ниже, чем за рубежом. По разным оценкам, в России страхуется лишь 5-7% внутренних перевозок.
Обязанность по организации страхования грузов при поставках по территории России может быть предусмотрена сторонами при заключении договора купли-продажи товара. Однако на практике, в отличие от международных перевозок, страхование перевозки и переход рисков случайной гибели товара редко досконально оговариваются сторонами договора.
Как правило, лишь малая доля грузовладельцев, осуществляющих оптовую торговлю, страхуют все без исключения перевозки компании. Крупные промышленные предприятия, заводы и фабрики, предпочитают отпускать продукцию на условиях самовывоза, тем самым полностью перекладывая все вопросы по фрахтованию транспорта и страхованию перевозок на покупателя (получателя) товара.
Для компаний, которые отправляют грузы по России нерегулярно, услуга страхования грузов при перевозке порой вовсе остается невостребованной. Грузовладелец склонен делегировать всю ответственность за сохранность товара транспортной компании, упуская из вида, что страхование ответственности перевозчика не всегда полностью покрыть убытки собственника груза.
Вместе с тем, экспедиторские компании, занимающиеся организацией перевозок, наряду со страхованием гражданской ответственности экспедитора, все чаще в качестве дополнительной услуги предлагают своим клиентам страхование грузоперевозок по России от своего имени. Такого рода сервис можно встретить не только в автомобильных, но и в железнодорожных и воздушных перевозках.
Основная часть «грузового» портфеля у отечественных страховых компаний формируется за счет страхования автомобильных перевозок.
Основные факторы риска при страховании российских перевозок автомобильным транспортом
и пр.
Отличительной особенностью страхование грузов в России является то, что в структуре тарифа по страхованию груза высокую долю имею риски утраты или повреждения груза вследствие противоправных действий третьих лиц. Данный риск актуален как для автомобильных перевозок, так и железнодорожных с воздушными.
Противоправные действия третьих лиц включают в себя хищения и умышленное повреждение всего или части застрахованного груза, а именно:
Особое внимание на наш взгляд следует уделить риску «мошенничество». Под риском «мошенничество» в страховании грузов при перевозке принято понимать завладение грузом третьими лицами посредством предоставления поддельных товарораспорядительных и/или таможенных документов, переадресации груза или других обманных способов.
Действующим законодательством РФ мошенничество классифицируется как один из видов хищения. Риск «хищение» или «противоправные действия третьих лиц» при страховании российских перевозок по умолчанию считается включенным в покрытие «Все риски». Однако некоторые страховые компании в правилах страхования грузов отдельно предлагают страховать риск «мошенничество».
Страховой рынок предлагает разные формулировки данного риска. Некоторые компании по умолчанию не покрывают факт хищения путем мошенничества если поддельные документы были предоставлены на погрузке, аргументируя это тем, что сама перевозка, а, соответственно, и ответственность страховщика, еще не началась
С учетом этого, осуществляя страхование грузоперевозок по России, следует уточнять включен ли риск хищения груза путем мошенничества в категорию страхового покрытия «С ответственностью за все риски», а также формулировку данного риска.
Химич Евгений
тел.: +7 (812) 244-8586
моб. + (911) 749-6545
E-mail: info (at) cargobroker.ru