Вопрос страхования импорта связан с выбранным покупателем товара условием (базисом) поставки Инкотермс.
При ввозе товара на территорию РФ наиболее часто применяются базисы поставки EXW, FCA, FOB, при которых страхование импорта не входит в обязанность ни одной из сторон контракта, но при этом рекомендовано импортеру, т.к. именно он несет риски случайной гибели товара от пункта (порта) погрузки в стране отправления.
Страхование импортного груза на условиях EXW производится при автомобильных и мультимодальных перевозках и находится полностью в зоне интересов импортера. Риски случайной гибели товара переходят к покупателю в момент начала погрузки груза на транспортное средство в пункте отправления. Если груз страхуется до склада конечного грузополучателя такое страхование называется страхование «от двери до двери» (door to door). В российской практике базису поставки EXW соответствует термин «самовывоз».
Страхование импортного груза на условиях FCA производится при автомобильных и мультимодальных перевозках. Риски случайной гибели товара переходят к покупателю в момент передачи груза первому перевозчику. Это подразумевает погрузку груза на транспортное средство, передачу груза на контейнерный терминал и склад временного хранения в пункте отправления.
Страхование импортного груза на условиях FOB (страхование ФОБ) производится при перевозке груза морским или внутренним водным транспортом. Риски случайной гибели товара переходят на покупателя в момент окончания погрузки груза на борт указанного покупателем судна в согласованном сторонами порту отгрузки. На практике при страховании на ФОБе Страховщик дополнительно покрывает также риски наземной перевозки автомобильным или железнодорожным транспортом от российского порта до склада конечного грузополучателя.
Страхование импортного груза на условиях CFR производится при перевозке груза морским транспортом. Несмотря на то, что при условии поставки CFR морской фрахт организовывает продавец товара, риски случайной гибели товара переходят на покупателя в момент окончания погрузки груза на судно в порту отгрузки (как и при условии FOB).
В некоторых случаях при согласовании условий страхования импорта целесообразно в страховую сумму включить расходы, связанные с организацией перевозки, хранения груза, уплатой таможенных пошлин и прочих сборов, которые в последствии могут быть подтверждены документально. Такого рода расходы имеет смысл включать в страховой полис когда транспортировка включает в себя перевозку несколькими видами транспорта. Следует однако понимать, что страховая выплата, компенсирующая расходы по таким платежам, будет покрывать только расходы по этапам перевозки, предшествующим этапу, на котором произошел страховой случай.
Пример. Компания организовала мультимодальную перевозку груза в морском контейнере на условиях FOB (Инкотермс) по маршруту порт Шанхай, Китай - порт Санкт-Петербург, Россия - склад в г. Екатеринбург, Россия.
В страховую сумму при страховании импортной перевозки были включены:
- стоимость груза по инвойсу
- стоимость морского фрахта, оплаченного по предоплате (freight prepaid)
- таможенные платежи (они были известны, т.к. товар ввозился в Россию ранее).
Из Китая до порта Санкт-Петербург контейнер был доставлен без происшествий, но при перевозке груза автомобильным транспортом в Екатеринбург груз был похищен неустановленными лицами.
В этом случае Страхователь вправе рассчитывать на компенсацию транспортных расходов, т.к. они были им фактически понесены и оплачены.
Химич Евгений
тел.: +7 (812) 244-8586
моб. + (911) 749-6545
E-mail: info (at) cargobroker.ru